Каменная архитектура города Сухиничи середины XIX в. начала XX века

На протяжении 20 столетия архитектура предшествующих эпох погибала не только в результате военных действий и новой строительной политики, но и целенаправленно разрушалась в соответствии с идеологическими установками. Приблизительно 70 % храмов, усадеб, монастырей, городской застройки было уничтожено, а то, что осталось – поразительно быстро продолжает исчезать сегодня, особенно в больших городах под натиском строительной лихорадки. Уже сейчас из Москвы в Сухиничи приезжают экскурсии с целью посмотреть старый купеческий город, пройтись по тихим улочкам и притронуться к еще сохранившимся постройкам 19 века.

Некоторые старые дома теперь обрели новых хозяев. Большинство владельцев понимают историческую ценность приобретения, пытаются возродить былое великолепие и реставрируют здания. Но так делают не все. К сожалению, нет надежды на спасение большинства еще стоящих в руинах построек прошлого, поэтому наше исследование актуально. Если мы не можем сохранить их физически, то хотя бы сохраним о них информацию и оставим документальную память в описаниях и фотографиях.

Сухиничи – торговое село

К середине XIX века многие портовые купцы завели в Сухиничах постоянные конторы . В селе стали возводиться каменные здания. И если ряд уездных центров Калужской губернии, в их числе Мещовск, Серпейск, были ближе по виду к селам, то село Сухиничи своим обликом, а главное активной хозяйственной деятельностью, стало больше походить на город. В 1840 году царским указом оно вместе с прилегающими к нему тремя деревнями Ханчиково, Тросна, Перновичи было преобразовано в заштатный город Сухиничи (то есть не имевший в своем административном подчинении волостей) Козельского уезда. На присвоенном Сухиничам гербе красовались весы и две бочки, как символ торговой деятельности вновь образованного города.

Сразу же после образования города многие бывшие торгующие крестьяне стали объявлять купеческие капиталы (не менее 2400 рублей серебром) и подавать прошения на имя царя о желании записаться в купеческую 3-ю гильдию. В 1840 году таких прошений поступило около ста.

Во вновь учрежденном городе числилось 4809 жителей, 791 жилой дом. Чиновников и разночинцев в конце 1840 года проживало вместе с семьями 154, иногородних жителей — 142. При двух православных церквах находилось лиц духовного звания и членов их семей 64. Наряду с православными церквами, действовали четыре старообрядческие общины со своими молельнями.

Городской центр стал застраиваться каменными зданиями. Некоторые из них сохранились до наших дней. И именно они стали предметом нашего краеведческого исследования. Это — большой двухэтажный дом по улице Кравченко, который до сих пор старожилы называют «смоленовским» по имени купца, бывшего владельца дома. Недалеко от него находится еще одно здание, где раньше был районный узел связи. В бывшем купеческом особняке размещено районное Управление сельского хозяйства и продовольствия. В старинных домах находятся библиотека, школы, банковские учреждения.

Во второй половине XIX столетия, в Сухиничах, как и по всей России, происходила концентрация промышленного производства и капиталов. В 1843 году здесь числилось 90 купцов третьей гильдии. Через 30 лет их осталось 68, а еще через десять лет — 29. Некоторые из них имели крупные по тому времени капиталы. Только недвижимое имущество таких купцов, как Андрей и Евдоким Сесекины, оценивалось в 4—5 тысяч рублей золотом. Среди купеческих воротил последней четверти прошлого столетия все более выдвигаются В. И. Смоленов, имевший несколько двухэтажных каменных домов в центре города, его брат С. И. Смоленов, Т. Д. Марин, А. Ф. Галкин, П. Г. Яковлев, И. И. Шемякин, Г. А. Анисков и другие.

Особенности каменной архитектуры г.Сухиничи середины XIX в. начала XX века.

Строительство «по образцам» было весьма распространено в Калуге того времени, как и в других русских городах. Оно играло роль типового строительства. Однако при всей схожести постройки были не одинаковыми. Очевидно, что при каждом конкретном строительстве учитывались и место, и угол зрения, менялась высота, этажность здания, в зависимости от необходимости, то есть внутри типового здания существовала индивидуальность . Немалую роль при этом играла кирпичная кладка, различная в каждом отдельном случае.

К середине 19 века дома носили четко выраженный классовый характер. Были разработаны проекты домов для "подлых" (ремесленников, мелких торговцев и пр.), для "зажиточных" и для "именитых". Дома для подлых состояли из сеней, кухни и двух небольших жилых комнат. Более вместительные были дома для "зажиточных". Дом для "именитых" представлял собой двухэтажное здание с высокими комнатами, большими окнами и симметричным фасадом, на котором выделялось своей величиной и архитектурной обработкой среднее окно в центре второго этажа, над парадным входом. Симметричной была и внутренняя планировка дома, где, однако, по старому обычаю, посредине располагались сени, с которыми были связаны все жилые помещения. Фасад такого дома украшался лопатками и филенками, углы обрабатывались рустом.

А как же строили у нас?

Во-первых, условно разделим все постройки на несколько видов: жилые дома, общественные постройки, к коим отнесем трактиры, станционные строения, склады, хозяйственные помещения, богоугодные заведения и храмы.

Мы можем разделить постройки на два типа: 1 – одноэтажные дома, 2 – двухэтажные. Надо заметить, что некоторые одноэтажные дома некогда имели второй деревянный этаж, но в результате многочисленных пожаров он не сохранился, или не стал перестраиваться хозяевами.

Во-вторых, так как дома в нашем городе строились близко друг к другу, то чаще украшены парадные фасады зданий. Лепнину мы обнаружили не только на фасаде, но и во внутреннем убранстве дома. В-третьих, почти все постройки из красного кирпича. Обращают на себя внимание искусно сложенные карнизы, полукруглые, арочные окна и толщина стен (до 90 см.).

В-четвертых, практически во всех изученных постройках используются сводчатые перекрытия помещений нижних этажей, подвалов или опорных колонн, как на швейной фабрике. Встречаются своды двух видов: цилиндрические и своды Монье (см. приложение 3).

В-пятых, вход в дом чаще через сени, комнаты большие, вместительные подвалы. Печи отапливали несколько комнат.

Т.о. выявлены характерные черты каменной архитектуры г. Сухиничи середины XIX в. начала XX века:

Практичность --- Нарядность --- Основательность

Одноэтажные постройки

г. Сухиничи, ул.Пролетарская, 1. Щёлкните для увеличенияПролетарская улица дом №1 Дом Булычева Владимира Никаноровича был построен в 1870 году. Из рассказа хозяина: «При Николае II здесь торговали вином, в Великую Отечественную войну дом выкупил кузнец, а в 1946 г. продал Пищепрому. Контора Пищепрома в этом доме располагалась до 1970-х годов».

Угловой дом, в котором на улицу выходят по три окна. Украшены оконные проемы, углы здания рустованные . Карниз небольшой, но объемный. По высоте окон проходит поясок шашечек. Имеется полуподвальное помещение с выходом на улицу Московскую (вход с улицы в настоящее время завален землёй), потолки в подвале со сводами Монье.

ул. 10-й Пушечной артиллерийской бригады. Дом Колганихиной Лидии Николаевны. Щёлкните для увеличения10-й Пушечной артиллерийской бригады улицаДом Колганихиной Лидии Николаевны построен до революции, переходил из поколения в поколение. Когда-то он был двухэтажный, но после пожара его перестраивать не стали. Русскую печь сломали не так давно. Похожих домиков у нас в городе много. Они напоминают деревянные постройки по красной линии улицы в пять окон. Украшают эти постройки шашечки и рустованные пилястры, верх которых украшен продольными полосами.
Ленинградская улица, 13. Щёлкните для увеличенияЛенинградская улица дом №13 Дом построен в 1905 году Паршиным Михаилом Спиридоновичем, передавался по наследству. Сейчас хозяйкой является Паршина Мария Васильевна. Дом разделен на две половины. На потолке, благодаря стараниям хозяев, сохранилась лепнина. У Михаила Спиридоновича был скобяной магазин, валяльня. Но после пожара в 1915 году все деревянные постройки сгорели. В годы Великой Отечественной войны в подвале (под левой половиной) со сводчатым потолком прятались от бомбёжек дети и старики. Стены дома очень толстые, около 1 метра, но с правой стороны всё же остались отметины войны.

Главный фасад дома богато украшен. На улицу выходят полукруглые окна, увенчанные замковым камнем. Подоконные проемы красиво оформлены шашечками, которые идут параллельно верхнему ряду над окнами. Но что выразительней всего – это карниз, по главному фасаду выполненный в виде машикулей , а по боковому – стилизован под машикули. Передний фасад также имеет боковые рустованные пилястры.

ул. Ленина улица дом 50. Трактир Макарова, конец 19 – начало 20 века. Щёлкните для увеличенияЛенина улица дом 50. Трактир Макарова, конец 19 – начало 20 века В оптовом магазине ЧП Губарева ранее располагался трактир, выходивший на Ярмарочную площадь. «Памятник конца 19 века расположен в центре города на бывшей торговой (конной) площади. Одиночное одноэтажное здание, прямоугольное в плане делится поперечной капитальной стеной на две неравные части, имевшие ранее самостоятельные входы. Южный фасад делится плоскими рустованными пилястрами на три равные части, в каждой из которых расположено по два окна. Расположение пилястры на западном фасаде соответствует внутренней поперечной стене. Наличники окон и дверей простой формы с замковым камнем. Наружные фасады побелены. Крыша стропильная, четырехскатная, крытая шифером. Все окна и двери ранее имели железные ставни. Печей, решеток, росписей нет. Здание выложено из кирпича, размером 7х13х26 см. на известковом растворе, цоколь кирпичный. Фасонного кирпича, а также белого камня нет. Общая длина здания 16,6 м., ширина 16 м. Памятник интересен как один из типовых общественных зданий ».

В настоящее время фасады, выходящие на улицу, отреставрированы, заделаны некоторые оконные проемы. Но в целом можно сказать, что дом получил второе рождение. Именно сейчас можно оценить красоту и выразительность карниза, выполненного в виде машикулей. Ниши обрамлены рядами зубчиков, а у самой крыши ряд шашечек.

ул. Кравченко улица  дом 7. Трактир Букиных и Юрьева, начало 20 века Щёлкните для увеличенияКравченко улица дом 7. Трактир Букиных и Юрьева, начало 20 века Сейчас в этом здании располагается АТС, а в начале 20 века это был один из многочисленных трактиров. Для хранения продуктов имелся большой подвал, который хорошо сохранился.

Само здание можно разделить на два. Одно, скромно украшенное с широким полукруглым окном, – это трактир, над входом в который непростая башенка. Это не просто украшение, а воздуховод. Для трактира нарядность фасада обычно не свойственна, но эти трактиры располагались в центре города на Соборной улице, а рядом в архитектурный ансамбль входил жилой дом.

ул. Кравченко улица дом 7. Дом жилой. Щёлкните для увеличенияКравченко улица дом 7. Дом жилой Это самый пышно украшенный дом г.Сухиничи, потому что в его строительстве применили и закругленный кирпич, и арочные окна, и воздуховоды в виде башенок, и искусно выполненный карниз. А элемент, похожий на присборенные шторы с кисточками, привлекает внимание всех прохожих и гостей города.
ул. Кравченко улица дом 10.  Дом жилой Картышова, к.19 – нач. 20 в. Щёлкните для увеличенияКравченко улица дом 10. Дом жилой Картышова, к.19 – нач. 20 в. В настоящее время здесь располагается райфинотдел. Этот дом отличается своими размерами: на улицу Кравченко выходят 7 окон и широкое угловое окно. Угол здания скошен, что делает крышу пятискатной и выделяет этот дом среди других. Похожих по форме на это здание в Сухиничах больше нет. Украшением является карниз, выполненный в виде машикулей, над окнами по-прежнему замковые камни. Углы здания оформлены рустом. Как и в других домах, подоконные вставки, напоминающие деревянные подзоры. Под зданием большой подвал.
ул. Гагарина улица дом 12, строение 1. Богадельня, 1880 г. Щёлкните для увеличенияГагарина улица дом 12, строение 1. Богадельня, 1880 г. Богадельня была построена на средства купца Чубыкина, который переселившись под Петербург, выделил средства на строительство богоугодного заведения. В нем содержались 30 бездомных сухиничан. Он же положил в местный банк 3 тысячи рублей с завещанием, чтобы проценты с этого вклада (200—300 рублей в год) раздавали беднякам в дни рождественских и пасхальных праздников. Богадельня просуществовала до 1917 г.. Каждое окошечко – отдельная комната, выходившая в единый большой коридор, к которому примыкала кухня, располагались: кубовая, баня. Имелось центральное воздушное отопление . С другой стороны здания была домовая церковь в честь Петра, Митрополита Московского, освещенная в 1885 году.

По фасаду и углам здания построены объемные трехгранные полуколонны, которые разбивают плоскость главного фасада на 5 одинаковых по размеру частей с тремя окнами. Окна прямоугольные, под ними неглубокие ниши. Венчает фасад куполообразный фронтон. Под зданием большие подвалы, часть которых была засыпана в советское время. Ныне это белое здание средней школы №1.

ул. Железнодорожная 7,9. Щёлкните для увеличенияЖелезнодорожная улица дом 7, 9., стр. 1 и 2. Конец 19 – начало 20 века Предположительно дом был построен для инженера, строившего железную дорогу. В нем жила вся семья и прислуга. Дом имеет несколько фасадов, украшенных по-разному. Отличает это строение сочетание желтого облицовочного и красного кирпича. Желтым кирпичом оформлены углы здания, карнизы, своды над окнами, которые очень похожи на головные уборы фараонов. Крыльцо этой усадьбы выходит не на улицу, а во двор дома. В этом же стиле построена железнодорожная больница (старое здание) и ледники, которые находятся на территории больницы и бывшей усадьбы.

Двухэтажные постройки

ул. Кравченко улица дом 12. Дом  Смоленова, конец 19 – начало 20 века. Щёлкните для увеличенияКравченко улица дом 12. Дом Смоленова, конец 19 – начало 20 века. Своеобразие этого здания заключается в непривычной несимметричности всего комплекса. Его можно назвать самым загадочным, непропорциональным, но вместе с тем, удивительно привлекательным. Дом состоит из трех частей. Над окнами второго этажа массивные надоконные украшения – прямоугольные окна кажутся закругленными благодаря объемной лепнине, замковые камни крупнее, чем в других постройках. Самая выразительная часть - крыльцо, высокое, выполненное в виде башенки, и большой балкон с прямоугольными балясинами и красивой кованой решеткой. Остальное убранство фасада вполне традиционно – рустованные проемы первого этажа, углов дома, пилястр в правой части здания. Кстати, правая часть имела арочный въезд посередине дома и просторный двор. Карниз правой половины дома украшен машикулями, окна полукруглые на втором этаже, в жилой части. А на первом этаже прямоугольные, возможно там размещались торговые лавки.

В настоящее время принадлежит храму Смоленской иконы Божией Матери и реставрируется.

ул. Московская, 1\2 (ул. Кравченко, 2). Щёлкните для увеличенияМосковская улица дом 1\2 (Кравченко ул., 2) Дом Федорищева, посл. чет. 19 века Дом принадлежал крупному купцу Федорищеву, который владел большим кожевенным заводом в г.Сухиничи. «первое место по количеству изделий и обороту капитала можно считать завод 2 гильдии купца Федорищева» Автора дома установить не удалось. Двухэтажный каменный дом со сводчатыми подвалами, крытый четырехскатной стропильной крышей. Дом разделён двумя капитальными стенами примерно на четыре равные части: три больших зала на каждом этаже, сени и небольшие хозяйственные помещения. Дом имеет два парадных фасада: восточный и южный, нарядно оформленных, пространство между окон занято плоскими лопатками , на южном фасаде устроен легкий ажурный балкон. Карниз выполнен в виде машикулей, над окнами второго этажа прямоугольные фактурные выступы.

Из внутреннего убранства дома в наше время (начало 21 в.) сохранилась лепнина на стенах. Дом Федорищева выделяется своими размерами и нарядностью среди окружающей застройки города. В настоящее время здание начальных классов сухиничской средней школы №2.

ул. Ленина, 58. Дом жилой Галкина, 2-я пол. 19 в. Щёлкните для увеличенияЛенина ул., дом 58. Дом жилой Галкина, 2-я половина 19 века В настоящее время здание сбербанка. Дом также выделяется размерами и нарядностью среди окружающей застройки. Невысокое здание зрительно приподнимают вверх круглые окна второго этажа, которые сделаны в виде объемных арок и зрительно углубляют окна. Пространство между окнами разделено пилястрами, на первом этаже они ребристые. Нижний этаж обработан рустом, над окнами по-прежнему замковые камни. Боковой фасад несет на себе ажурный кованый балкон. В этом здании акцент сделан на объемность фасада, и поэтому карниз не утяжелен лишними декоративными элементами.

Главный вход не с центральной улицы, а сбоку. На второй этаж дома ведёт кованая ажурная лестница. Комнаты разные по площади. В коридоре первого этажа потолок со сводами Монье.

ул. Кравченко улица  дом 9. Дом купца Макарова, конец 19 века. Щёлкните для увеличенияКравченко улица дом 9. Дом купца Макарова, конец 19 века Дом состоит из двух частей: первая половина – жилая, вторая была построена для телеграфа. Жилой дом был построен традиционно: первый этаж каменный, а верхний деревянный. Более украшен первый этаж: полукруглые окна, рустованный фасад, каменные подзоры под окнами. Разделяют 1 и 2 этажи ряд выложенных боком кирпичей и четырехгранные шашечки (см. прилож. №5) Под жилой половиной дома высокие сводчатые подвалы. На второй этаж ведет крутая деревянная лестница. Здание телеграфа построено из красного кирпича. Нижний этаж оштукатурен, а второй декорирован лепниной. Над полукруглыми окнами на лепнине просматриваются вензеля. На окнах телеграфа сохранились кованые решётки.
ул. Гагарина улица дом 12 строение 2. Щёлкните для увеличенияГагарина улица дом 12 строение 2 Построено в 1914 году на средства горожан, предназначалось для эвакуированных жителей Полтавской и Гродненской областей. До 1917 года торгово-кооперативное училище, с 1917 – 2-я высшая начальная школа. Во время Великой Отечественной войны в школе располагался госпиталь №2050. Постройка 1914 года из красного кирпича, из которого выстроены практически все дома сер.10 – начала 20 века. Скорее всего, кирпич изготавливали на заводе в Сухиничах, как мы узнали, он находился в районе Корсаковской рощи, а глина и сейчас есть за городом в районе телевышки.

Пропорционально и симметрично все здание, ему свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений, а это говорит о том, что оно построено в стиле классицизма . Здание имеет два украшенных фасада. На заднем два высоких подъезда, похожие на башенки, Оформление «красного» здания школы №1 похоже на декор усадьбы на ул. Железнодорожной, единственное отличие, кирпич одного цвета. Высокие окна, расчленяющие фасад полуколонны оканчиваются башенками, которые ранее, вероятнее всего, соединяли решетки, а посередине на небольшом фронтоне выложена дата постройки - 1914. первый и второй этаж разделяет объемный пояс и ряд прямоугольных зубчиков – шашечек.

Сухиничские храмы

Фотография Храма в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Щёлкните для увеличенияК началу XIX века в г. Сухиничи было два каменных храма и одна часовня. Первым построенным храмом был каменный собор в центре села Сухиничи, освященный в честь святителей Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Его постройка закончилась в 1745 году. Главный каменный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен тульским купцом Харитоном Пастуховым в 1770 году рядом с храмом святителя Афанасия, который стал его приписным храмом. Высокая, 25-метровая столпообразная колокольня собора Смоленской иконы Божией Матери была сооружена на средства горожан. Площадь, на которой стояли храмы была названа Соборной, одноименной была и прилегающая улица (ныне Кравченко и Пролетарская). Собор имел три предела: главный в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый во имя Харитона Исповедника, левый в честь святителя Николая Чудотворца. В Сухиничский приход входили г.Сухиничи и д. Бордуково. В штате храма положены были протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Земли за собором было мало: усадебная, вместе с погостом составляла всего семь десятин. В 1892 г., а потом в 1903г. храмом были построены три деревянных дома для священноцерковнослужителей. Собору принадлежали две каменные лавки, сторожка, каменное здание свечного склада и деревянный сарай для дров. В 1915 году в клировых ведомостях церквей Козельского уезда было записано: «Церковь каменная с таковою же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом». К собору были приписаны два храма и одна часовня. Храм во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских находился рядом. Сведений о том, кем она построена, к сожалению, не осталось. В настоящее время реставрируется купол храма.
ул. Лобачёва, 14. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Щёлкните для увеличенияул. Лобачёва, 14. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Старообрядческая церковь 1904 года постройки. После революции церковь закрыли, но она сохранилась, благодаря тому, что в ней разместили первую электростанцию города Сухиничи. В 1932 г. посреди храма стоял дизель фирмы «Дизель Ман» 70 лошадиных сил, мощностью 46 квт\ч. В последнее время помещение храма использовала типография под склад. Своеобразное по форме и отделке здание. В оформлении окон использованы своды, похожие на купола православных церквей, хотя крыша храма прямая. Интересные элементы украшения башенки: зубчики и «гвоздики». Похожие элементы встречались нам в деревянных постройках.

Кованые решетки с солярными знаками. Внутри храма сохранились росписи. Большинство домов г.Сухиничи похожи друг на друга, но различны элементы декора. Это происходило скорее всего из-за того, что талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Классицизм легко распространился на провинцию и стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани.

Мы должны учитывать, что период середины - конца 19 века – это эпоха расцвета модерна, но в провинциальном зодчестве продолжают использовать классические принципы постройки, соединяя их с новым направлением модерна . Фасады наших построек не освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки. Они выделяются на фоне гладких стен, прорезанных проемами с наличниками. В некоторых постройках использован закругленный кирпич, как при строительстве Шамординского монастыря.

К середине XIX столетия в архитектуру входит представление об «эклектике» , для которой характерно смешение всех стилей, подражание различным стилям и национальным направлениям. Периоду эклектики, как ни странно, способствовало все более и более распространявшееся в России в тот период архитектурно-художественное образование. Даже выпускники Института путей сообщения получа¬ли право и навыки проектирования и зодчества. Одновременно с этим в обиход входят многочисленные образцы («типовые альбомы», как сейчас бы мы сказали), по которым богачи выбирали фасады своих домов и особняков, оформляя их то в древнерусском стиле, то в духе немецкой готики, то как подражание китайскому или египетскому искусствам.

Приватизация, новые реалии, новые капиталы привели к тому, что постепенно зодчие возвращаются к индивидуальной застройке кварталов городов и поселков, к строительству особняков, которые стали называться теперь «коттеджами». Здания стали непохожими друг на друга. Появилась возможность выбора различных строительных материалов, новых архитектурных форм. При этом отчасти зодчие возвращаются к традициям наших русских городов. Здания перестали иметь только один, «парадный», уличный фасад, все фасады стали «главными», появилась пластика объёмов домов. Вернулись к кирпичной кладке фасадов, стали «играть» на её виртуозности, вспомнили, как выкладываются кирпичные башни, уйдя от плоских железобетонных панелей.

И чтобы не забыть своё прошлое, чтобы сохранить эстетику, необходимо знать архитектуру своего края. Нам кажется, что сухиничским строителям надо соблюдать традиции, чтобы сохранить характерные черты русского торгово-купеческого города.

Мы думаем, что небольшой провинциальный городок Сухиничи тоже может привлечь внимание исследователей и войти в перечень культурного наследия России.

Статья выполнена Горловой Анастасией, ученицей 11 класса, воспитанницы краеведческого объединения «Веды» МОУДОД «Сухиничский Дом детского творчества» в рамках областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского, Тема: «Искусствоведение» Каменная архитектура г. Сухиничи середины XIX в. начала XX века, под руководством Терёхиной Ольги Николаевны, педагога МОУДОД «Сухиничский Дом детского творчества»
Авторы статьи благодарят за помощь в исследовании Булычева Владимира Никаноровича, Колганихину Лидию Николаевну, Паршину Марию Васильевну и других, кто позволял входить и фотографировать, открывая нам не только двери дома, но и подвалы. Благодарим научного сотрудника Отдела Свода памятников архитектуры России Волкову Наталью Павловну.
Материал предоставлен Терёхиной Ольгой Николаевной, педагогом МОУДОД «Сухиничский Дом детского творчества»
Друзья сайта
WEB-сайт г.Мосальск
WEB-сайт МОУ Стрельненская СШ