- » Каменная архитектура г. Сухиничи и Сухиничского района
- » Деревянная архитектура г. Сухиничи и Сухиничского района
Каменная архитектура города Сухиничи середины XIX в. начала XX века
На протяжении 20 столетия архитектура предшествующих эпох погибала не только в результате военных действий и новой строительной политики, но и целенаправленно разрушалась в соответствии с идеологическими установками. Приблизительно 70 % храмов, усадеб, монастырей, городской застройки было уничтожено, а то, что осталось – поразительно быстро продолжает исчезать сегодня, особенно в больших городах под натиском строительной лихорадки. Уже сейчас из Москвы в Сухиничи приезжают экскурсии с целью посмотреть старый купеческий город, пройтись по тихим улочкам и притронуться к еще сохранившимся постройкам 19 века.
Некоторые старые дома теперь обрели новых хозяев. Большинство владельцев понимают историческую ценность приобретения, пытаются возродить былое великолепие и реставрируют здания. Но так делают не все. К сожалению, нет надежды на спасение большинства еще стоящих в руинах построек прошлого, поэтому наше исследование актуально. Если мы не можем сохранить их физически, то хотя бы сохраним о них информацию и оставим документальную память в описаниях и фотографиях.
Сухиничи – торговое село
К середине XIX века многие портовые купцы завели в Сухиничах постоянные конторы . В селе стали возводиться каменные здания. И если ряд уездных центров Калужской губернии, в их числе Мещовск, Серпейск, были ближе по виду к селам, то село Сухиничи своим обликом, а главное активной хозяйственной деятельностью, стало больше походить на город. В 1840 году царским указом оно вместе с прилегающими к нему тремя деревнями Ханчиково, Тросна, Перновичи было преобразовано в заштатный город Сухиничи (то есть не имевший в своем административном подчинении волостей) Козельского уезда. На присвоенном Сухиничам гербе красовались весы и две бочки, как символ торговой деятельности вновь образованного города.
Сразу же после образования города многие бывшие торгующие крестьяне стали объявлять купеческие капиталы (не менее 2400 рублей серебром) и подавать прошения на имя царя о желании записаться в купеческую 3-ю гильдию. В 1840 году таких прошений поступило около ста.
Во вновь учрежденном городе числилось 4809 жителей, 791 жилой дом. Чиновников и разночинцев в конце 1840 года проживало вместе с семьями 154, иногородних жителей — 142. При двух православных церквах находилось лиц духовного звания и членов их семей 64. Наряду с православными церквами, действовали четыре старообрядческие общины со своими молельнями.
Городской центр стал застраиваться каменными зданиями. Некоторые из них сохранились до наших дней. И именно они стали предметом нашего краеведческого исследования. Это — большой двухэтажный дом по улице Кравченко, который до сих пор старожилы называют «смоленовским» по имени купца, бывшего владельца дома. Недалеко от него находится еще одно здание, где раньше был районный узел связи. В бывшем купеческом особняке размещено районное Управление сельского хозяйства и продовольствия. В старинных домах находятся библиотека, школы, банковские учреждения.
Во второй половине XIX столетия, в Сухиничах, как и по всей России, происходила концентрация промышленного производства и капиталов. В 1843 году здесь числилось 90 купцов третьей гильдии. Через 30 лет их осталось 68, а еще через десять лет — 29. Некоторые из них имели крупные по тому времени капиталы. Только недвижимое имущество таких купцов, как Андрей и Евдоким Сесекины, оценивалось в 4—5 тысяч рублей золотом. Среди купеческих воротил последней четверти прошлого столетия все более выдвигаются В. И. Смоленов, имевший несколько двухэтажных каменных домов в центре города, его брат С. И. Смоленов, Т. Д. Марин, А. Ф. Галкин, П. Г. Яковлев, И. И. Шемякин, Г. А. Анисков и другие.
Особенности каменной архитектуры г.Сухиничи середины XIX в. начала XX века.
Строительство «по образцам» было весьма распространено в Калуге того времени, как и в других русских городах. Оно играло роль типового строительства. Однако при всей схожести постройки были не одинаковыми. Очевидно, что при каждом конкретном строительстве учитывались и место, и угол зрения, менялась высота, этажность здания, в зависимости от необходимости, то есть внутри типового здания существовала индивидуальность . Немалую роль при этом играла кирпичная кладка, различная в каждом отдельном случае.
К середине 19 века дома носили четко выраженный классовый характер. Были разработаны проекты домов для "подлых" (ремесленников, мелких торговцев и пр.), для "зажиточных" и для "именитых". Дома для подлых состояли из сеней, кухни и двух небольших жилых комнат. Более вместительные были дома для "зажиточных". Дом для "именитых" представлял собой двухэтажное здание с высокими комнатами, большими окнами и симметричным фасадом, на котором выделялось своей величиной и архитектурной обработкой среднее окно в центре второго этажа, над парадным входом. Симметричной была и внутренняя планировка дома, где, однако, по старому обычаю, посредине располагались сени, с которыми были связаны все жилые помещения. Фасад такого дома украшался лопатками и филенками, углы обрабатывались рустом.
А как же строили у нас?
Во-первых, условно разделим все постройки на несколько видов: жилые дома, общественные постройки, к коим отнесем трактиры, станционные строения, склады, хозяйственные помещения, богоугодные заведения и храмы.
Мы можем разделить постройки на два типа: 1 – одноэтажные дома, 2 – двухэтажные. Надо заметить, что некоторые одноэтажные дома некогда имели второй деревянный этаж, но в результате многочисленных пожаров он не сохранился, или не стал перестраиваться хозяевами.
Во-вторых, так как дома в нашем городе строились близко друг к другу, то чаще украшены парадные фасады зданий. Лепнину мы обнаружили не только на фасаде, но и во внутреннем убранстве дома. В-третьих, почти все постройки из красного кирпича. Обращают на себя внимание искусно сложенные карнизы, полукруглые, арочные окна и толщина стен (до 90 см.).
В-четвертых, практически во всех изученных постройках используются сводчатые перекрытия помещений нижних этажей, подвалов или опорных колонн, как на швейной фабрике. Встречаются своды двух видов: цилиндрические и своды Монье (см. приложение 3).
В-пятых, вход в дом чаще через сени, комнаты большие, вместительные подвалы. Печи отапливали несколько комнат.
Т.о. выявлены характерные черты каменной архитектуры г. Сухиничи середины XIX в. начала XX века:
Практичность --- Нарядность --- Основательность
Одноэтажные постройки
Угловой дом, в котором на улицу выходят по три окна. Украшены оконные проемы, углы здания рустованные . Карниз небольшой, но объемный. По высоте окон проходит поясок шашечек. Имеется полуподвальное помещение с выходом на улицу Московскую (вход с улицы в настоящее время завален землёй), потолки в подвале со сводами Монье.
Главный фасад дома богато украшен. На улицу выходят полукруглые окна, увенчанные замковым камнем. Подоконные проемы красиво оформлены шашечками, которые идут параллельно верхнему ряду над окнами. Но что выразительней всего – это карниз, по главному фасаду выполненный в виде машикулей , а по боковому – стилизован под машикули. Передний фасад также имеет боковые рустованные пилястры.
В настоящее время фасады, выходящие на улицу, отреставрированы, заделаны некоторые оконные проемы. Но в целом можно сказать, что дом получил второе рождение. Именно сейчас можно оценить красоту и выразительность карниза, выполненного в виде машикулей. Ниши обрамлены рядами зубчиков, а у самой крыши ряд шашечек.
Само здание можно разделить на два. Одно, скромно украшенное с широким полукруглым окном, – это трактир, над входом в который непростая башенка. Это не просто украшение, а воздуховод. Для трактира нарядность фасада обычно не свойственна, но эти трактиры располагались в центре города на Соборной улице, а рядом в архитектурный ансамбль входил жилой дом.
По фасаду и углам здания построены объемные трехгранные полуколонны, которые разбивают плоскость главного фасада на 5 одинаковых по размеру частей с тремя окнами. Окна прямоугольные, под ними неглубокие ниши. Венчает фасад куполообразный фронтон. Под зданием большие подвалы, часть которых была засыпана в советское время. Ныне это белое здание средней школы №1.
Двухэтажные постройки
В настоящее время принадлежит храму Смоленской иконы Божией Матери и реставрируется.
Из внутреннего убранства дома в наше время (начало 21 в.) сохранилась лепнина на стенах. Дом Федорищева выделяется своими размерами и нарядностью среди окружающей застройки города. В настоящее время здание начальных классов сухиничской средней школы №2.
Главный вход не с центральной улицы, а сбоку. На второй этаж дома ведёт кованая ажурная лестница. Комнаты разные по площади. В коридоре первого этажа потолок со сводами Монье.
Пропорционально и симметрично все здание, ему свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений, а это говорит о том, что оно построено в стиле классицизма . Здание имеет два украшенных фасада. На заднем два высоких подъезда, похожие на башенки, Оформление «красного» здания школы №1 похоже на декор усадьбы на ул. Железнодорожной, единственное отличие, кирпич одного цвета. Высокие окна, расчленяющие фасад полуколонны оканчиваются башенками, которые ранее, вероятнее всего, соединяли решетки, а посередине на небольшом фронтоне выложена дата постройки - 1914. первый и второй этаж разделяет объемный пояс и ряд прямоугольных зубчиков – шашечек.
Сухиничские храмы
Кованые решетки с солярными знаками. Внутри храма сохранились росписи. Большинство домов г.Сухиничи похожи друг на друга, но различны элементы декора. Это происходило скорее всего из-за того, что талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Классицизм легко распространился на провинцию и стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани.
Мы должны учитывать, что период середины - конца 19 века – это эпоха расцвета модерна, но в провинциальном зодчестве продолжают использовать классические принципы постройки, соединяя их с новым направлением модерна . Фасады наших построек не освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки. Они выделяются на фоне гладких стен, прорезанных проемами с наличниками. В некоторых постройках использован закругленный кирпич, как при строительстве Шамординского монастыря.
К середине XIX столетия в архитектуру входит представление об «эклектике» , для которой характерно смешение всех стилей, подражание различным стилям и национальным направлениям. Периоду эклектики, как ни странно, способствовало все более и более распространявшееся в России в тот период архитектурно-художественное образование. Даже выпускники Института путей сообщения получа¬ли право и навыки проектирования и зодчества. Одновременно с этим в обиход входят многочисленные образцы («типовые альбомы», как сейчас бы мы сказали), по которым богачи выбирали фасады своих домов и особняков, оформляя их то в древнерусском стиле, то в духе немецкой готики, то как подражание китайскому или египетскому искусствам.
Приватизация, новые реалии, новые капиталы привели к тому, что постепенно зодчие возвращаются к индивидуальной застройке кварталов городов и поселков, к строительству особняков, которые стали называться теперь «коттеджами». Здания стали непохожими друг на друга. Появилась возможность выбора различных строительных материалов, новых архитектурных форм. При этом отчасти зодчие возвращаются к традициям наших русских городов. Здания перестали иметь только один, «парадный», уличный фасад, все фасады стали «главными», появилась пластика объёмов домов. Вернулись к кирпичной кладке фасадов, стали «играть» на её виртуозности, вспомнили, как выкладываются кирпичные башни, уйдя от плоских железобетонных панелей.
И чтобы не забыть своё прошлое, чтобы сохранить эстетику, необходимо знать архитектуру своего края. Нам кажется, что сухиничским строителям надо соблюдать традиции, чтобы сохранить характерные черты русского торгово-купеческого города.
Мы думаем, что небольшой провинциальный городок Сухиничи тоже может привлечь внимание исследователей и войти в перечень культурного наследия России.